Инклюзивное образование

Профориентационная работа в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ

При организации работы с поступающими на обучение в Академию ВЭГУ инвалидами и лицами ОВЗ проводятся следующие формы профориентационной работы:

  1. Дни открытых дверей;
  2. Профориентационное тестирование;
  3. Вузовские олимпиады для школьников;
  4. Консультации для инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам приема и обучения;
  5. Издание и распространение рекламно-информационных материалов;
  6. Взаимодействие с органами социальной защиты населения, со специальными (коррекционными) образовательными организациями (при необходимости).

При поступлении в Академию ВЭГУ поступающие инвалиды и лица с ОВЗ в соответствии с положениями Правил приема в Академию ВЭГУ могут сдавать вступительные испытания, проводимые Академией ВЭГУ самостоятельно. При выборе вступительных испытаний, проводимых Академией ВЭГУ самостоятельно, она создает специальные условия, включающие в себя возможность:

  • выбора формы вступительного испытания (письменно или устно);
  • использовать технические средства, помощь ассистента;
  • увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Особые права и особенности проведения вступительных испытаний при приеме на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ регламентированы Правилами приема.

Специальные образовательные условия для инвалидов и лиц с ОВЗ

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется по образовательным программам, которые могут быть адаптированы при необходимости для обучения указанных обучающихся. При наличии желания инвалидов и лиц с ОВЗ они могут обучаться на общих основаниях.

Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется Академией ВЭГУ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуются занятия с другими обучающимися в общих группах, используя социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социально-культурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ также может осуществляться индивидуально, а также с применением дистанционных технологий. Дистанционное обучение обеспечивает возможность контактной работы с преподавателем, а также с другими обучаемыми, посредством вебинаров, индивидуальных и групповых консультаций (индивидуальной работы с обучающимися), что способствует сплочению обучающихся, обсуждение принятие группового решения.

Образовательная информация, размещаемая в электронной информационно-образовательной среде, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности веб-контента (WebContent - Accessibiliti).

Учебные материалы

Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, а с нарушениями зрения – аудиально.

В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ могут применяться специализированные технические средства приема-передачи информации в доступных формах для обучающихся с различными нарушениями.

Для дополнительной индивидуальной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования включаются в вариативную часть образовательной программы (дисциплины по выбору) специализированные адаптивные дисциплины (модули):

  • «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»,
  • «Психология личности и профессиональное самоопределение», а также факультативные дисциплины (модули):
  • «Коммуникативный практикум»,
  • «Основы интеллектуального труда»,
  • «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний».

Преподаватели, курсы которых требуют от обучающихся выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, невыполнимое для обучающихся, испытывающих трудности с передвижением или речью, учитывают эти особенности и предлагают инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала.

Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется Акаедмией ВЭГУ самостоятельно с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ.

При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

Список сотрудников вуза, подготовленных к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

Сотрудники Академии ВЭГУ, включая учебно-вспомогательный персонал, профессорско-преподавательский состав, административный персонал, прошли дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование в вузе». 

Административный персонал

Профессорско-преподавательский состав

Учебно-вспомогательный персонал

Обеспечение архитектурной доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ

С целью обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам высшего образования на территории и в зданиях Академии ВЭГУ создается безбарьерная среда, учитывающая потребности инвалидов и лиц с ОВЗ.

На территории Академии ВЭГУ:

1. Оборудованы подъездные пандусы с поручнем перед входом в учебные корпуса;

1.jpg

Фото № 1. Нормативный пандус с поручнем для маломобильных групп населения и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (учебный корпус по Рыльского, 9/1).

2.jpg

Фото № 2 Опора стационарная реабилитационная для маломобильных групп населения и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (учебный корпус по ул. Рыльского, 9/1).

2. Выделено отдельное место для парковки автотранспортных средств инвалидов и лиц с ОВЗ.

3.jpg

Фото № 3 Парковочные места для инвалидов (учебный корпус по Рыльского, 9/1).

В зданиях Академии ВЭГУ для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудован доступный вход, а также возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные аудитории, читальные залы, столовые, туалетные и иные помещения, а также пребывания в указанных помещениях и т.д.

4.jpg

Фото № 4 Входная группа учебного корпуса по ул. Менделеева, 215/4. Перед входной дверью уложен тифлопол, который представляет собой уникальное напольное покрытие, сочетающее в себе функции тактильного указателя для инвалидов по зрению, а также противоскользящего и грязезащитного покрытия.

На стеклянную поверхность дверей наклеены контрастные окружности для лиц с ослабленным зрением. С правой стороны двери расположен знак (на зеленом фоне) означающий, что объект доступен для всех категорий инвалидов.

С левой стороны двери на высоте 2-х метров расположен световой маяк, указывающий варианты движения для маломобильных групп населения.

5.jpg

Фото № 5 Световой маяк, расположенный слева от двери, указывает путь движения для инвалидов и маломобильных групп населения.

6.jpg

Фото № 6 Световой маяк, расположенный слева от двери, указывает путь движения для инвалидов и маломобильных групп населения.

7.jpg

Фото № 7 Световой маяк, расположенный слева от двери, указывает путь движения для инвалидов и маломобильных групп населения.

8.jpg

Фото № 8 Справа от нормативного поручня установлена беспроводная кнопка вызова персонала для оказания ситуационной помощи инвалидам.

9.jpg

Фото № 9 Тактильная мнемосхема, позволяющая инвалидам по зрению ориентироваться в учебном корпусе.

10.jpg

Фото № 10 На лестничной площадке уложена тактильная плитка, предупреждающая инвалидов по зрению о начале спуска или подъема по лестнице. Первая и последняя ступени лестничного марша обозначены яркой контрастной полосой.

11.jpg

Фото № 11 Контрастная тактильная плитка для инвалидов по зрению. Для подъема на этажи в учебном корпусе на ул. Менделеева, 215/4 функционирует лифт.

В специальных учебных аудиториях Академии ВЭГУ имеются специализированные места для инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся справочная информация для обучающихся с нарушением зрения о расписании учебных занятий размещена в доступных местах и в адаптированной форме.

12.jpg

Фото № 12 Рабочее место за компьютером для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

13.jpg

Фото № 13 стационарный видеоувеличитель для инвалидов по зрению.

14.jpg

Фото № 14 На стеклянную поверхность дверей наклеены контрастные окружности для лиц с ослабленным зрением.

П 10.10.2017. 156-а об утверждении Положения об обучении студентов - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт доступности зданий Академии ВЭГУ

Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ

В Академии ВЭГУ была разработана Программа содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью на период с 2017 по 2020 гг. для обеспечения профессиональной ориентации и внедрения системной работы по трудоустройству выпускников ЧОУ ВО «Восточной экономико-юридической гуманитарной академии».

Программа представляет собой совокупность независимых мероприятий, позволяющих получить конкретные результаты по каждому из них.

Основные задачи Программы:

  • исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • создание условий, способствующих расширению возможностей рационального трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации;
  • формирование банка данных (реестра) обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, баз данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • развитие социального партнерства с целью трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
  • совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов;
  • совершенствование системы информирования, консультирования, социально-психологической поддержки обучающихся и выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

Программой предусмотрена реализация мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Мероприятия по реализации Программы:

  1. Анализ результатов трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью за последние 3 года.
  2. Организация и проведение психологического и профессионального анкетирования выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  3. Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для выпускников с ОВЗ и инвалидностью на основании региональной базы вакансий предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств, сайтов.
  4. Формирование информационной базы партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
  5. Организация и проведение мероприятий с потенциальными работодателями:
    - проведение круглых столов по обсуждению проблем трудоустройства;
    - создание специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью во время прохождения производственных практик;
    - проведение ярмарок вакансий, тренингов;
    - проведение встреч с выпускниками из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни и т.п.
  6. Проведение мониторинга выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в течение 3-х лет.
  7. Организация и проведение мероприятий с Центром занятости населения:
    - посещение Ярмарок вакансий;
    - индивидуальное консультирование представителями Центра занятости населения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
    - тематические встречи, лекции с представителями Центра занятости населения для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
  8. Организация и проведение мероприятий в рамках взаимодействия с общественными организациями инвалидов по вопросам трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.